Значение и экономическая эффективность кочёвок.

Перевозка пчёл на медосбор применяется человеком с древнейших времён. Ещё в Древнем Египте пасеки из примитивных ульев передвигались на плотах по Нилу для использования разновременно цветущих массивов медоносных растений. Однако особенно важное значение перевозка пчёл на медосбор и опыление сельскохозяйственных культур приобретают при интенсификации пчеловодства и переходе его на промышленную основу. Трудно указать на какое-нибудь другое мероприятие в пчеловодстве, которое за короткий срок при сравнительно небольших добавочных затратах труда и средств давало бы такой эффект, как правильная организация перевозки пчёл на разновременно цветущие массивы медоносных растений. Такая перевозка пчелиных семей весной перед медосбором и при подготовке их к зимовке способствует их усилению; необходима она и для лучшего использования нектара в период главного медосбора, а также для эффективного опыления пчёлами сельскохозяйственных культур.

Как уже отмечалось, пчелиная семья потребляет в течение года 75-100кг поддерживающих углеводистых и до 20-25кг белковых кормов. При стационарном пчеловодстве для получения товарного мёда (чаще всего не более 15-20кг) используют обычно один медосбор. При организации же кочёвки для получения товарного мёда можно использовать массивы разновременно цветущих медоносных растений, в результате чего за несколько медосборных периодов можно удвоить или утроить выход товарного мёда почти при тех же затратах поддерживающего корма. Таким образом, доля товарного мёда в общей медовой продуктивности семьи повысится с одной пятой до половины и более.

В нашей стране возможности для массовой организации кочёвки пчёл улучшаются с каждым годом: в огромных масштабах ведётся строительство железных дорог и шоссейных магистралей, расширяется сеть авиалиний, совершенствуется железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт.

Транспортировка бессотовых пакетных семей самолётом.

Перевозка пасек даёт большой экономический эффект и в районах Дальнего Востока, Сибири, Алтая, богатых естественной медоносной флорой, и в зоне интенсивного земледелия, где основным источником медосбора являются сельскохозяйственные культуры, а также в горных районах Средней Азии и Закавказья с характерными вертикальными природными поясами развития и цветения медоносов.

*В условиях Дальнего Востока специализированные пчеловодческие совхозы перевозят пасеки 2-3 раза за сезон. Главным источником товарного мёда здесь служит липа, при этом не бывает года, чтобы она хоть где-нибудь не выделяла нектара. Передовые хозяйства заранее обследуют состояние липовых насаждений и по характеру бутонизации с достаточной точностью определяют возможный медосбор с липы в тех или иных районах, куда и перевозят пасеки до начала цветения этого медоноса. После использования нектара с липы, кочёвка пасек в лесостепную зону на дополнительный медосбор с разнотравья и гречихи способствует наращиванию сильных пчелиных семей к зиме. Так по данным Дальневосточной опытной станции пчеловодства, от каждой из 445 пчелиных семей, перевезённых в лесостепную зону, было получено 150кг мёда, тогда как при использовании только медосбора с липы - всего по 95кг с пчелиной семьи. В специализированном пчеловодческом совхозе "Пчеловод" Приморского края средняя за 11 лет медовая продуктивность пчелиной семьи из кочевых пасек составила 47,8кг, а на стационарных только 31,3кг.*

Наиболее рациональный способ перевозки пчёл на дальние расстояния для использования медосбора и опыления сельскохозяйственных культур - пакетное пчеловодство. Оно имеет большие перспективы в связи со специализацией этой отрасли и задачами комплексного использования природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

*Для перевозки пасек на массивы липовых лесов в труднодоступные для колёсного транспорта горно-таёжные районы края, Хабаровский трест пчеловодства и пчеловодческих совхозов начал успешно использовать вертолёты (рис.38). Практика показала, что такая кочёвка даёт возможность получить дополнительно от каждой пчелиной семьи 40-50 руб. чистой прибыли. Доставка пчёл вертолётами организована пока в совхозах "Дальневосточный" и "Восточный". Руководство треста ставит своей задачей внедрить перевозку пасек вертолётами для использования медосбора с липы в горно-таёжных районах в большинстве пчеловодческих совхозов края.

Пчеловодческие совхозы Хабаровского края для освоения массивов липы в труднодоступных горно-таёжных районах успешно используют вертолёты.

На Бердской опытной станции плодовых и ягодных культур Искитимского производственного управления Новосибирской области от перевезённых в лесную зону 160 пчелиных семей получили в среднем по 55,3кг валового мёда, а на колхозных и совхозных стационарных пасеках этого управлния только по 26,6кг.*

Правильная организованная кочёвка пасек - одно из важных и обязательных мероприятий при производстве продуктов пчеловодства в специализированных предприятиях и межхозяйственных комплексах.

*Об этом наглядно свидетельствуют результаты работы известного в стране Липецкого пчелокомплекса при колхозе "Заветы Ильича", насчитывающего более 3тыс. пчелиных семей. Областная контора пчеловодства через сеть специальных корреспондентов (обычно пчеловодов пасек, ведущих наблюдения за цветением медоносов и учёт показаний контрольных ульев) своевременно выясняет характер медосбора в разных районах области и в зависимости от этого определяет, куда, в какие сроки и сколько пчелиных семей нужно перевозить для использования медосбора и опыления сельскохозяйственных культур. Рано весной пасеки перевозят в лес для пополнения запасов пыльцы и развития пчелиных семей, затем по договору с хозяйствами в сады для опыления плодовых и ягодных культур, после этого на эспарцет и, наконец, на гречиху. Благодаря совокупности передовых приёмов, в числе которых ведущее значение имеет кочёвка, продуктивность пчелиных семей на Липецком комплексе в 3-4 раза выше аналогичного показателя на остальных пасеках области.*

Не менее важное значение имеет кочёвка с пчёлами для опыления ими сельскохозяйственных культур в южных районах интенсивного земледелия (Украина, Северный Кавказ) и для матковыводных и пчелоразведенческих пасек в низменных и предгорных районах Среднеазиатских республик и Закавказья. Пасеки здесь в течение сезона перевозят 4-5 раз.

*Многие пчеловодческие фирмы США, Аргентины, Мексики перевозят пчёл для использования медосбора в районы, удалённые на несколько тысяч километров от основных пасечных стоянок. Так, промышленные пчеловоды США завозят пчёл для использования медосбора в северные штаты страны (в Дакоту, Монтану и др.), после чего на автомашинах перебрасывают их на юг (в штаты Техас, Джорджия, Калифорния, Флорида) на медосбор с цитрусовых и для раннего выращивания маток и получения пакетных семей. Таким же образом фирма "Кораццио"в Аргентине, насчитывающая около 25тыс пчелиных семей, после использовния медосбора с знаменитых памп (лугов) и эвкалипта в центральной части страны, перевозит пасеки на север в субтропическую зону на цветущие массивы цитрусовых.

В нашей стране ряд хозяйств Краснодарского и Ставропольского краёв после использования пчёл на опылении садов доставляют пасеки в Сибирь и северные районы РСФСР на дикорастущие массивы лесных медоносов (малину, кипрей и др.). Так, совхоз "Михайловский перевал" Геленджикского района Краснодарского края от перевезённых в Сибирь 694 пчелиных семей получил 20,5т мёда, а пчеловод этого совхоза В.Ф.Кошевец от каждой из 120 пчелосемей - 63,1кг валового, или 43,2кг товарного, мёда. Все затраты совхоза по транспортировке пчёл в Сибирь составили 23,7тыс рублей, а доходы от реализации мёда превысили 39,1тыс рублей. Себестоимость 1ц полученного в Сибири мёда составила 114 рублей против 147 руб. по Восточно-Сибирскому и 227 руб. по Северо-Кавказкому экономическим районам.*

Следует отметить, что иногда возникает необходимость срочной перевозки пчелиных семей на новое место, чтобы спасти их от возможной гибели при обработке ближайших угодий ядохимикатами в целях борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

Подготовка пасек к перевозке.

Подготавливать пасеки к перевозке нужно заблаговременно. Если ульи на пасеках не приспособлены для перевозки, то лучше всего заняться этим ещё зимой, когда у пчеловода много свободного времени. Следует устроить вентиляцию в крышах ульев или подготовить кочевые сетки, а также разделители рамок, если они лишены постоянных разделителей, приобрести ремни или металлические ленты для закрепления отдельных деталей ульев, заготовить поддоны или контейнеры для группового размещения и перевозки ульев, отремонтировать кочевые будки и необходимое оборудование к ним, привести в порядок навесы к контрольным ульям и т.д. Заблаговременно нужно составить конкретный план размещения пасек и последующих перевозок пчелиных семей и дать заявку на выделение транспортных средств и дополнительных рабочих для погрузки и разгрузки пчелиных семей.

За несколько дней до перевозки пчёл необходимо получить разрешение у районного зоотехника по пчеловодству или руководителей лесхоза на установку пасек на новом месте и ветеринарное свидетельство о санитарном состоянии пчёл. Перед отправлением пчёл в район кочёвки зоотехник или бригадир хозяйства должен выехать туда, чтобы выбрать места для размещения пасек. При этом следует исходить из медосборных возможностей местности, состояния дорог, наличия источников питьевой воды, расположения и состояния ближайших пасек. На новом месте пасеки одну от другой располагают на расстоянии не менее 2-3км и на 5км от пасек других хозяйств. Нельзя ставить пасеки на "перелёте", т.е. на пути лёта пчёл ранее поставленных пасек, так как пчёлы более отдалённой от источника медосбора пасеки, возвращаясь домой при внезапной перемене погоды, будут оставаться на пасеке, стоящей на "перелёте".

Для эффективного использования медосбора не следует размещать в одном месте слишком много пчелиных семей. При обильном медосборе с таких сильных нектароносов, как липа, кипрей, на одном месте можно ставить 120-150 пчелосемей; при среднем медосборе (эспарцет, подсолнечник, гречиха) - 75-100 семей; при сравнительно слабом медосборе с разнотравья - 40-50 пчелиных семей.

При перевозке пасек на опыление сельскохозяйственных культур пчелиные семьи размещают согласно рекомендуемым нормам (об этом см. в учебнике "Кормовая база пчеловодства и опыление сельскохозяйственных растений"). Кочёвка с пчёлами может быть организована в пределах землепользования одного хозяйства или района; возможна также межрайонная и межобластная перевозка пчёл и, наконец, сверхдальняя - межзональная.

Подготовка пчелиных семей к перевозке.

Наиболее распространена и проста транспортировка пчелиных семей на близкие и средние расстояния (от 5-10км до нескольких сот километров) на грузовых автомашинах. Иногда при плохих дорогах для этой цели используют тракторные прицепы. Подготавливать пчелиные семьи к перевозке следует заблаговременно, чтобы при подаче машины не задерживать погрузку ульев. Особенно тщательно это надо делать при появлении в семьях большого количества расплода и пчёл, и в период жаркой погоды. Из ульев удаляют тяжёлые медовые рамки со свежими сотами. При отсутствии постоянных разделителей между рамками вставляют деревянные брусочки сечением 15Х15мм и длиной 120-150мм. Если гнездовое отделение улья полностью занято пчёлами, то для увеличения объёма на улей ставят магазинную надставку или лишний корпус (желательно с пустыми сотами). Сверху улей закрывают металлической сеткой, вмонтированной в деревянную раму, или мешковиной. Если крыши ульев приспособлены для создания надрамочного пространства и снабжены вентиляционным приспособлением, то можно обходиться без постановки пустой надставки и металлической сетки.

Все части улья надёжно скрепляют друг с другом специальными скрепами или хомутиками, чтобы во время погрузки и перевозки они не сдвинулись. На промышленных пасеках части ульев скрепляют железной лентой, к концу которой прикреплено замыкающее устройство, стягивающее и закрепляющее ленту. Ещё лучшие результаты даёт использование прорезиненных лент, применяемых на транспортёрах (выбракованные ленты режут на полоски шириной 4-5см). Обхватив такой лентой улей, её стягивают и закрепляют  помощью специального крючка (рис.71). За рабочий день пчеловод с двумя помощниками может скрепить около 400 ульев. По окончании лёта пчёл перед погрузкой все летки наглухо закрывают задвижками. Закрывать их металлической сеткой не следует, так как пчёлы, стремясь выйти из улья, беспокоятся, забивают леток, что вызывает лишние потери.

Скрепление деталей ульев прорезиненной лентой.

На машину ульи грузят рамками поперёк кузова в несколько рядов и крепко завязывют верёвками. В зависимости от объёма ульев, тоннажа машины и размера кузова в машину можно погрузить от 25-30 до 50-60 и более пчелиных семей. На полуприцепе КАЗ-717 помещается 96 многокорпусных ульев в четырёхместных контейнерах (рис.39).

Контейнер с ульями, подготовленный для перевозки.

Перевозить пчёл на автомашинах лучше всего ночью или ранним утром (на близкое расстояние). В прохладную пасмурную погоду пчелиные семьи можно перевозить и в дневное время.

Перевозка контейнеров с ульями на автоприцепах.

Прибыв на новое место и расставив ульи, открывают летки, тем самым пчёлам дают облететься. Если здесь нет ориентиров (отдельные деревья, кустарник), то возможны залёты пчёл в чужие ульи. Обычно часть пчёл из семей, находившихся в задних рядах, залетает в ульи, стоящие в передних рядах. Залётов бывает меньше, если ульи на новом месте расположить в таком же порядке, как они стояли до перевозки, или сократить количество рядов на новой стоянке. Затраты труда на перевозку можно значительно сократить, если использовать специальные приспособления для погрузки и разгрузки ульев.

На дальние расстояния пчёл перевозят также по железной дороге, авиационным и водным транспортом. По железной дороге пчелосемьи перевозят в вагонах-рефрижераторах и ледниках (при жаркой погоде), в вагонах для перевозки скота, обычных товарных вагонах и на открытых платформах (на сравнительно близкие расстояния). Подготавливают пчелиные семьи к транспортировке по железной дороге так же, как и при перевозке их автомашинами. В вагоне ульи ставят рамками параллельно движению (вдоль вагона). В зависимости от конструкции ульев в четырёхосном вагоне может быть размещено 75-100 пчелосемей.

*Результаты массовых опытов по использованию разных способов перевозки пчёл из Краснодарского и Ставропольского краёв в Сибирь и северные районы РСФСР свидетельствуют о том, что на такое дальнее расстояние возить пчелиные семьи в ульях нецелесообразно. Во время длительной перевозки погибает, как правило, открытый расплод и значительная часть пчёл.*

Механизация работ при подготовке пчёл к кочёвке и их транспортировке.

Подготовка пчелиных семей к кочёвке и перевозка их обычным способом требуют больших затрат ручного труда. Производительность труда пчеловодов намного возрастает при механизации этих работ и применении контейнеров. Контейнеры на 3-4 улья в сочетании с погрузчиками широко используются крупными пчеловодческими фирмами США, Австралии и других стран развитого пчеловодства. В последние годы их стали внедрять и во многих крупных специализированных пчеловодческих хозяйствах нашей страны, при этом контейнеры служат обязательным оборудованием при производстве продуктов пчеловодства на промышленной основе.

*Так, на промышленных пасеках Казахской опытной станции пчеловодства и Липецком пчелокомплексе используют контейнеры на четыре многокорпусных улья. Грузят их на автомашины с помощью автокрана (рис.43).*

Погрузка контейнеров с ульями с помощью автокрана.

Отдел механизации Института пчеловодства разработал конструкцию контейнера на три стандартных  двенадцати-рамочных улья. С ранней весны ульи на пасеках ставят по три на лёгкие металлические рамы-поддоны. В последующем при подготовке пасеки к перевозке на каждые три улья, стоящих на поддоне, кладут сверху вторую раму, скрепляя её с нижней специальными цепочками, в результате чего все детали ульев надёжно скрепляются (рис.42). Для погрузки и разгрузки контейнеров с ульями используется погрузчик-гидрокран 4030П, установленный впереди кузова автомашины. Он может грузить ульи как в свой кузов, так и в кузов другой машины.

Общий вид трёхместного контейнера для содержания и перевозки пчёл.

В последние годы в пчеловодческих совхозах Узпчелопрома для перевозки пчёл используют так называемые павильоны. Это тракторные прицепы для перевозки хлопка-сырца, на которых в два ряда с каждой стороны размещены ульи с пчёлами (рис.41). Такой павильон всегда готов к переброске на новое место для использования медосбора или опыления сельскохозяйственных культур.

Павильон с ульями готов к перевозке.

*Представляет интерес перевозка пчелиных семей в дневное время с использованием контейнеров, облегчающая труд пчеловодов и водителей машин и ускоряющая переброску пчёл на медосбор. В таких случаях необходимо сверху гнёзд в ульях создать 12-15 сантиметровое пространство; при этом ульи на автомашине расставляют так, чтобы встречный ветер не только продувал наружные ряды, но и пространства между ульями внутри кузова. Важно также, чтобы в жаркое время машина в пути не останавливалась, так как прекращение обдувания ульев встречным ветром может привести к резкому повышению температуры внутри гнёзд и к гибели расплода и пчёл. При вынужденной остановке ульи нужно снять с машин и открыть летки.*

Гурген Арташесович Аветисян
"Разведение и содержание пчёл".
    Издание: 1982г

Поделиться в сервисах:

Для добавления комментария
можно авторизоваться через социальные сети:


Защитный код
Обновить