1. Подготовка отцовских семей.
2. Материнские семьи особой подготовки не требуют.
3. Подготовка семей-воспитательниц.
4. Подготовка личинок для выращивания маток.
5. Вывод маток без переноса личинок.
6. Вывод маток с переносом личинок.
7. Проверка приёма пчёлами личинок.
Существует много способов искусственного вывода маток. Ниже рассматривается упрощённый способ вывода небольшого количества маток без переноса личинок для собственных нужд пасек и более совершенный способ с переносом личинок. Последний применяется для вывода большого количества маток на специализированных пасеках пчеловодческих ферм или в матковыводных и разведенческих питомниках. При любом способе вывода лучшие матки получаются в условиях небольшого поддерживающего медосбора при выращивании их в сильных, высокопродуктивных семьях, обеспеченных обильными запасами белковых и углеводных кормов. При отсутствии в природе нектара семьям-воспитательницам надо регулярно давать побудительную подкормку.
Согласно современной технологии матковыводного дела, на пасеке выделяют три группы пчелиных семей: материнские от которых берут молодых личинок или яйца для вывода маток, отцовские, предназначенные для выращивания трутней, и семьи-воспитательницы, пчёлы которых воспитывают будущих маток.
В качестве материнских выделяют самые лучшие по продуктивности, зимостойкости и здоровью семьи, отличающиеся хорошим развитием и высокой плодовитостью маток. Если на пасеке ведётся племенная работа, то в качестве материнских в первую очередь используют те семьи, которые отличаются не только высокой продуктивностью, но и хорошими родословными, ценными наследственными задатками, с матками, испытанными по качеству потомства, или лучшими их дочерьми (стр.183-187). Такие же высокие требования предъявляют и к отцовским семьям. При этом следует иметь в виду, что от наследственной информации, передаваемой потомству через хромосомы яйца и сперматозоида, в значительной степени зависит характер развития и продуктивность пчелиных семей. Семьи воспитательницы выделяют из числа сильных продуктивных семей пасеки, отличающихся хорошим развитием и воспитательной способностью.
Чтобы не нарушить нормального развития и целостности наилучших материнских семей, их используют только для получения личинок (или яиц). Мнение же о том, что при выкармливании личинок через маточное молочко им якобы передаётся наследственная информация, так же мало обосновано, как и предположение о возможности вырастить жирномолочных коров, выпаивая телятам жирное молоко.
Количество материнских и отцовских семей, а также семей-воспитательниц для получения определённого количества маток зависит от продолжительности медосбора, состояния погоды, биологических особенностей пчёл, техники вывода маток, подготовленности пчеловодов и некоторых других условий. Хотя от одной материнской семьи можно получить несколько тысяч личинок для воспитания маток, во избежание тесного родственного разведения (инбридинг) на пасеке выделяют несколько материнских семей.
*Так, при плане производства до 500 маток выделяют 2-3 материнские семьи, до 1000 маток 3-4, и при выводе свыше 1000 маток - 4-5семей.*
Что касается семей-воспитательниц, то лучше выделить их больше; если же на каждую такую семью приходится слишком много личинок, качество маток ухудшается.
*При удовлетворении главным образом потребностей своего хозяйства для получени 100-150 маток достаточно подобрать 2-3 семьи-воспитательницы. В специализированных матковыводных хозяйствах южных районов от каждой семьи-воспитательницы в течение сезона получают до 150-200 маток.*
Большое внимание следует уделять и подготовке отцовских семей. При выводе за сезон до 150-200 маток на пасеке необходимо выделить не менее 4-5 сильных отцовских семей с большим количеством трутней. В специализированных матковыводных питомниках, особенно на больших изолированных случных пунктах, где одновременно сосредоточивают до 500 нуклеусов, нужно держать 10-12 отцовских семей (на 1 отцовскую семью 40-50 нуклеусов).
Подготовка отцовских семей.
Чтобы своевременно получить половозрелых трутней, её начинают задолго до вывода маток. После общего весеннего осмотра в середину гнёзд семей, предназначенных для вывода трутней, ставят один-два светло-коричневых трутневых сота (тёмные соты, в которых вывелось много поколений трутней, непригодны: в них пчёлы выращивают мелких, менее полноценных трутней). Улочки между трутневым и двумя соседними сотами несколько увеличивают, так как трутневый сот толще пчелиного на 5мм. Если отцовская семья не очень сильная и нужно получить ранних трутней, то в гнездо добавляют 3-4 рамки со зрелым (на выходе) печатным расплодом. Гнездо сокращают и тщательно утепляют. В семье должно быть не менее 6-7кг мёда и 2-3 рамки с пергой. При отсутствии в природе нектара и цветущих пыльценосов проводят побудительную подкормку (дают ежедневно на ночь по 300-400г тёплого сахарного сиропа, а лучше медо-перговую подкормку). С наступлением воскостроительного периода в середину гнезда отцовской семьи можно поставить рамку с узкой полоской вощины для отстройки трутневых ячеек. В течении всего периода спаривания маток с трутнями подкормку отцовских семей при перерывах в выделении нектара растениями, особенно после главного медосбора, возобновляют, чтобы предотвратить изгнание трутней. В тех же целях при отсутствии в природе нектара, особенно в конце пчеловодного сезона, можно в дополнение к подкормке временно изъять из семьи плодную матку.
При подготовке отцовских семей важно учитывать, что трутни развиваются дольше маток (24 дня, а матки 16 дней). Кроме того, половозрелось трутня наступает через 8-14 дней после выхода его из ячейки, а половозрелось матки через 5-7 дней после выхода её из маточника. Значит, на развитие трутня до половозрелого состояния требуется около 38 дней, а на развитие матки около 22 дней. Следовательно, вывод трутней надо начинать на две недели раньше вывода маток.
Если изолированных случных пунктов для спаривания маток с трутнями определённого происхождения создать невозможно, то на пасеке принимают меры по ограничению вывода трутней в остальных семьях. К ним относятся жёсткая браковка сотов с трутнёвыми ячейками и содержание в семьях молодых маток, менее склонных к откладыванию неоплодотворённых яиц. Некоторые пчеловоды, не уделяющие этому достаточного внимания, срезают позднее крышечки печатного трутневого расплода, что требует частых осмотров семей и больших затрат труда. Иногда в период активного лёта маток на спаривание летки всех ульев, кроме ульев отцовских семей, закрывают полосками разделительной решётки, через отверстия которой трутни пройти не могут. Но и тот, и другой приём не оправдал себя на практике, а потому лучше принимать обычные предупредительные меры против выращивания трутней, чем бороться с ними.
Следует отметить, что в обычных условиях добиться спаривания маток только с трутнями из выделенных отцовских семей очень трудно. Оно может быть осуществлено на специальных изолированных случных пунктах или путём инструментального осеменения маток.
Материнские семьи особой подготовки не требуют.
До получения личинок к ним применяют общие приёмы кормления и содержания.
Подготовка семей-воспитательниц.
Начинать её следует заблаговременно, чтобы ко времени постановки личинок на поспитание в каждой такой семье было не менее 2-2,5кг пчёл (рис.21), в том числе достаточное количество физиологически молодых, с развитыми железами, выделяющими личиночный корм и воск. Кроме того, в гнезде семьи-воспитательницы постоянно должно находиться не менее 6-7кг мёда и 2-3 рамки с пергой. При раннем выводе маток для наращивания большого количества молодых пчёл прибегают к подсиливанию семей-воспитательниц несколькими рамками печатного расплода, к их побудительной подкормке, тщательному сокращению и утеплению гнёзд.
Перед постановкой личинок на воспитание применяют специальные способы подготовки семей-воспитательниц к приёму личинок. Наиболее распространёнными из них являются следующие.
Подготовка с осиротением семьи-воспитательницы. От такой семьи отбирают матку и весь открытый расплод, лишая её возможности вывести новую матку из своих личинок. Для этого за 9-10 дней до постановки личинок на воспитание, матку вместе с тремя-четырьмя сотами изолируют разделительной решёткой от остальной части гнезда.
За 5-6ч до постановки личинок матку вместе со всем открытым расплодом отбирают из семьи и помещают в виде временного отводка в наглухо отгороженную часть улья. В семье-воспитательнице оставляют весь печатный расплод, не менее 7-8 кг мёда и двух рамок перги. За время изоляции матки за разделительной решёткой в основном отделении гнезда семьи-воспитательницы все яйца и личинки разовьются до стадии предкуколок и куколок в запечатанных ячейках. Открытого расплода здесь не останется, но зато накопится много разновозрастных и в том числе молодых пчёл, необходимых для получения хороших маток. Кроме того, возможность закладывания свищевых маточников будет устранена и дополнительного, довольно трудоёмкого осмотра семьи для удаления этих маточников не потребуется.
Перед тем как поместить в семью-воспитательницу рамки с привитыми в мисочки личинками, её гнездо собирают так, чтобы по краям были расположены рамки с кормом, затем с пергой, а в середине с печатным расплодом. Среди рамок с печатным расплодом оставляют одну или две свободные улочки (в зависимости от числа рамок с личинками, которые будут даны на воспитание). В этих улочках-колодцах накапливается много пчёл, что имеет положительное значение для воспитания маточных личинок. Гнездо сокращают так, чтобы при обычном распределении пчёл на 11 улочках они заняли 9 улочек. Особое внимание обращают на тщательное утепление гнезда сверху и с боков. Этот способ можно рекомендовать для вывода маток на обычных пасеках.
Подготовка семьи воспитательницы без осиротения. Заключается в том, что матку из семьи не удаляют, а оставляют в том же гнезде за разделительной решёткой, чтобы пчёлы основной части гнезда имели к матке свободный доступ. В этом случае семья продолжает выращивать расплод и возрастное соотношение разных групп пчёл в гнезде существенно не меняется. Основной недостаток указанного метода, это слабый приём маточных личинок, данных семье на воспитание, и закладка большого числа свищевых маточников. Особенно плохо пчёлы принимают маточных личинок, если их дают на воспитание сразу после изоляции матки.
*По данным Института пчеловодства (Г.Б.Билаш), наибольшее количество личинок принимается пчёлами на маточное воспитание при постановке прививочной рамки в гнездо семьи воспитательницы через 5-6ч после изоляции маток, причём в таком случае семья отстраивает и очень мало свищевых маточников.*
Как правило, семьи воспитательницы, подготовленные без осиротения, при открытом расплоде принимают на выращивание намного меньше личинок, чем семьи осиротевшие и без открытого расплода.
*Это подтверждается и опытами кафедры дарвинизма и генетики Горьковского университета (А.С.Тришина), проведёнными на базе матковыводной пасеки Кабардино-Балкарского пчелосовхоза. Семьи воспитательницы, подвергшиеся осиротению, приняли на выращивание 67,5% маточных личинок, а семьи без осиротения - 50,1%.*
Количество личинок, которое можно дать на выращивание, зависит от силы и породных особенностей семьи-воспитательницы, условий погоды, характера медосбора и некоторых других факторов. Перегрузка семьи большим количеством личинок ведёт к ухудшению качества маточников и маток.
*Так, по данным опытов Института пчеловодства (П.М.Комаров), при выращивании в семье воспитательнице 30 личинок средняя масса маток составляет 179,8+/-2,07мг, при выращивании 71 личинки - 172,4+/-1,92мг и при выращивании 104 личинок - 142,7+/-2,44 мг, а среднее число яйцевых трубоче в их яичниках соответственно 201,9; 198,4; 178,7.*
Приём личинок зависит и от породных особенноестей семей-воспитательниц. Пчёлы южных и низменных районов (итальянские, кубанские, жёлтые армянские), как правило, принимают на маточное воспитание больше личинок, чем северные и высокогорные (среднерусские, серые горные кавказские, карпатские), что сопадает с их особенностями при закладке роевых и свищевых маточников.
В один приём семье-воспитательнице среднерусских пчёл рано весной надо давать на выращивание 20-25 личинок. Позднее при хорошей погоде и появлении в природе нектара число личинок можно увеличить до 30-35. Семьям южных (кавказких, особенно кубанских и итальянских) пчёл можно дать личинок на 40-50% больше. При многократном использовании той же семьи для выращивания маточных личинок их число в каждой последующей партии сокращают на 5-10%.
Подготовка личинок для выращивания маток.
Искусственно выводить маток можно из молодых личинок и из яиц, которых после соответствующей подготовки передают семье-воспитательнице. Применяемые в практике способы подготовки личинок для вывода маток можно разделить на две основные группы:
1) без переноса личинок, при котором маточники пчёлы отстраивают из пчелиной ячейки, содержащей молодую личинку (или яйцо), предназначенную для выращивания новой матки;
2)с переносом личинок в специально изготовленные мисочки с круглым дном, на основе которых пчёлы отстраивают маточники.
Оба эти способа позволяют получить полноценных маток, но способы без переноса личинок проще; их и рекомендуется применять на обычных пасеках. Способы с переносом личинок сложнее и требуют некоторых навыков; их применяют при массовом выводе маток в специализированных матковыводных хозяйствах, на крупных пасеках и т.д. При любом способе вывода маток важно использовать молодых личинок, лучше однодневных, но не старше двух дней. Хотя переносить в мисочки более крупныхх, двухдневных личинок несколько легче, при достаточных навыках предпочтение следует отдавать более молодым, однодневным личинкам. Приблизительно определить возраст личинок можно по их размерам, форме и положению в ячейке (таб.10).
Иногла при выборе личинок по их внешнему виду и по размерам можно допустить ошибку, так как из-за плохих условий в гнезде они могут отстать в развитии и росте и, например, трёхдневная личинка будет иметь вид двухдневной. Поэтому, чтобы с уверенностью отобрать для вывода маток личинок определённого возраста, надо провести специальную подготовку материнской семьи одним из следующих способов.
Для получения одновозрастных личинок без изолятора в середину гнезда материнской семьи, от которой их хотят получить, ставят хороший светлый пчелиный сот, в котором вывелись одно-два поколения пчёл. Сот ежедневно осматривают, чтобы установить, какого числа матка начнёт откладывать в нём яйца. Через четыре дня после начала откладки в ячейках сота яиц самым старшим личинкам будет не более суток, и всех личинок можно использовать для вывода маток. Однако без использования изолятора матка может долгое время не начинать кладку яиц в ячейки поставленного сота, из-за чего задержится вывод маток.
Получить от материнской семьи личинок точно к намеченному сроку можно с помощью изолятора. За четыре дня до подготовки личинок на маточное воспитание изолятор ставят в середину гнезда материнской семьи. В изолятор помещают светло-коричневый сот (в котором вывелись 2-3 поколения пчёл) и матку. Одну сторону такого сота можно закрыть фанерой или плотно придвинуть к стенке изолятора, чтобы матка могла откладывать яйца только с одной стороны сота (при выводе маток без переноса личинок используют личинок только с одной стороны сота). В изоляторе матку держат трое суток, если для откладки яиц оставляют обе стороны сота, и на двое суток при откладке ею яиц только на одной стороне сота. Затем изолятор из улья удаляют, матку пускают в гнездо, а сот с яйцами оставляют на том же месте в середине гнезда (без изолятора) ещё на один день в первом случае и на два дня во втором. За это время из яиц, отложенных маткой в изоляторе, выйдут личинки, возраст которых не может быть больше суток. Все они пригодны для вывода маток. Использовать же следует наиболее крупных, обильно снабжённых кормом личинок.
Вывод маток без переноса личинок.
Самый простой (но не лучший) в данном случае способ состоит в том, что рамку с одновозрастными личинками из материнской семьи ставят в центр гнезда "осиротевшей" семьи-воспитательницы, которая на некоторых ячейках с молодыми личинками отстроит мисочки и выведет маток. Хотя этот способ и прост, но неудобен тем, что пчёлы закладывают мало маточников, часто строят их вплотную друг к другу; использовать такие маточники (вырезать) трудно, причём приходится портить сот.
Способ Аллея. Преимущество этого несколько более сложного способа заключается в том, что отстроенные пчёлами маточники удалены друг от друга. Для получения маток по способу Аллея из сота с молодыми личинками, взятого от материнской семьи, горячим острым ножом вырезают полоски с одним рядом цельных ячеек, содержащих подходящие личинки (рис.22). Лучше такие полоски вырезать не с нижней части сота, где обычно поддерживается несколько пониженная температура, задерживающая развитие личинок, а из средней части. Полоски сота кладут на стол боком (на ребро) и с той стороны, где имеется больше молодых личинок, ячейки срезают наполовину их высоты. Затем полоску переворачивают срезанной стороной вверх и проводят прореживание личинок так, чтобы в ряду между ячейками с личинками остались по две пустые ячейки (личинок раздавливают спичкой или тонкой палочкой). Затем осторожно, не касаясь оставшихся личинок, с помощью палочки расширяют их ячейки. На таких расширенных ячейках пчёлы охотнее строят маточники.
Для прикрепления полосок с личинками подготавливают специальную рамку. В соте такой рамки прорезают два горизонтальных сплошных отверстия высотой 4-5см, чередующихся с полосками сота такой же ширины. Готовую полоску сота с личинками приклеивают к рёбрам сота снизу расплавленным воском или прикрепляют тонкими деревянными шпильками (рис.62). При этом воск не должен быть слишком горячий (чтобы не обжечь личинок). Не годится и остывающий воск, так как он плохо приклеивает полоку. Рамку с приклеенными к соту полосками, содержащими молодых личинок, ставят в семью-воспитательницу для отстройки маточников. Готовые полоски с личинками можно приклеить и к планкам специальной прививочной рамки.
Способ Цандера. Удобен тем, что позволяет получать отдельные маточники, прикреплённые к небольшим брусочкам-патронам, в результате чего облегчается изоляция зрелых маточников и их подсадка в нуклеусы или нормальные пчелиные семьи. Начальная подготовка узких полосок сота с личинками при этом способе проводится так же, как и в предыдущем случае. Затем полску сота с личинками разрезают на кусочки так, чтобы в каждом из них содержалась одна пригодная для вывода матки личинка (рис.24). Далее расплавленным воском ячейки с молодыми личинками приклеивают к небольшим деревянным брусочкам-патронам размерами 25Х25мм, после чего их прикрепляют к планкам специальной прививочной рамки.
Можно поступить и по другому: деревянные квадратные брусочки (патроны) сначала приклеить растопленным воском к нижней стороне планок прививочной рамки на расстоянии 5мм один от другого, а к патронам затем прикрепить ячейки с личинками. На одной планке такой рамки помещается 12-15 патронов, а на всех трёх её планках 36-45 патронов (рис.23).
Для прикрепления ячеек с личинками к патронам прививочную рамку с приклеенными к ней патронами кладут на стол и поворачивают планочки патронами кверху. Кусочки сотов с личинками приклеивают расплавленным расплавленным воском к середине каждого патрона. Затем рамку поднимают, планочки поворачивают личинками книзу; в таком виде рамку можно ставить в семью-воспитательницу.
Некоторые матководы патроны к планкам прививочной рамки не приклеивают воском, а вставляют их в специальные вырезы, сделанные в планках (рис.63). Последние в таком случае должны быть несколько толще (20-25мм). В каждой планке делают 24 косых пропила на равном расстоянии один от другого, чтобы в планке получилось 12 выемок.
Деревянные патроны также спиливают наискось, чтобы они входили в выемки планок. Благодаря косым срезам патроны достаточно прочно держатся в планке, в то же время при нажиме пальцами они легко вынимаются.
Кусочки сота с молодыми личинками можно приклеить не к патронам, а к треугольным клинышкам, изготовленным из тонких деревянных дощечек (толщиной 1-2мм) или из спичечных коробочек. Длина таких клинышков 3-3,5см, ширина у основания треугольника 1,5-2см. Кусочки сотов с личинками приклеивают к широкой части клинышка, а последние прикрепляют к планкам прививочной рамки.
Преимущество использования патронов или клинышков состоит в том, что отстроенные на них маточники легко можно переносить, помещать в клеточки и в гнёзда семей, не дотрагиваясь до самого маточника. Не надо также вырезать маточники из сотов, что облегчает работу и гарантирует лучшую сохранность маток. Другие способы вывода маток без переноса личинок не нашли сколько-нибудь значительного практического применения.
Вывод маток с переносом личинок.
Метод искусственного вывода маток в зарубежной литературе приписывается американским пчеловодам на том основании, что в 1882г Аллей опубликовал свой способ вывода маток без переноса личинок, а вслед за ним, в 1889г, Дулитл предложил способ с переносом личинок. Между тем, как часто это бывает, "забыли", что более чем за полвека до работ американцев русский пчеловод Е.Гусев разработал оригинальный метод искуссвенного вывода маток. В 1860г На Всероссийской выставке в Петербурге Е.Гусеву была вручена медаль за разработанный им метод искусственного вывода маток и представленный "снаряд" для изготовления искусственных мисочек и переноса яиц. Прибор ("снаряд") Гусева для искусственного вывода маток состоит из двух костяных палочек с закругленными концами, с помощью которых изготавливаются начатки маточников. Для этого размягчённый кусочек воска насаживается на закругленный конец палочки, уминается и, таким образом, получается мисочка. В приготовленные мисочки с помощью специального приспособления Гусев переносил не личинки, а яйца. Мисочку с перенесёнными яйцами прикреплял к рамке и ставил в семью-воспитательницу для выращивания маток.
Более широкое применение в наших и зарубежных специализированных матковыводных хозяйствах нашёл вывод маток с переносом личинок по способу Пратта-Дулитля. Иногда его называют способом Пратта, но это неправильно, так как Пратт переносил личинок в специально отштампованные мисочки, что в настоящее время не делается. Дулитль же переносил личинок в мисочки, получаемые обмакиванием шаблона в горячий воск, и приклеивал мисочки к патронам прививочной рамки. Современный способ вывода маток соединяет преимущества обоих указанных выше приёмов, поэтому правильнее назвать его способом Пратта-Дулитля.
Способ Пратта-Дулитля слагается из следующих процессов: а) изготовление мисочек, б) подготовка мисочек к переносу личинок и снабжение кормом, в) прививка личинок. Все остальные работы по получению одновозрастных личинок, подготовке семьи-воспитательницы и отцовских семей проводится так же, как и при выводе маток без переноса личинок.
Изготовление мисочек. Изготавливать искусственные мисочки можно по-разному. Чаще всего их делают с помощью деревянного шаблона, который представляет собой круглую палочку из мелкослойного дерева длиной 100-120мм, диаметром 8-9мм с закругленным и тщательно отлифованным концом. Для изготовления мисочек берут самый светлый воск, который растапливают на медленном огне в сосуде, помещённом в другой сосуд с водой, или лучше в водяной бане. Шаблон сначала опускают в холодную воду, затем встряхивают, чтобы удалить воду, и опускают 3-4 раза в жидкий воск на глубину 6-7 мм. Чтобы получить мисочки с тонкими краями, первый раз палочку обмакивают в воск на глубину 7мм, второй раз на 1-2мм меньше, третий раз - ещё меньше и т.д. В этом случае дно и нижняя часть мисочки получаются прочными и толстыми, а края более тонкими, что способствует лучшей отстройке мисочки. После последнего обмакивания мисочку вместе с шаблоном прикладывают к патрону и она остывая, приклеивается прочно к его поверхности. Затем осторожным поворотом вытаскивают шаблон из мисочки (рис.25).
При изготовлении большой партии мисочек используют несколько палочек-шаблонов. Пока на первых шаблонах воск остывает и мисочки приклеиваются к патрону, в растопленный воск окунают свободный шаблон и т.д. Более производительно изготовление мисочек с помощью специального прибора, позволяющего одновременно окунать в воск 13-15 шаблонов. Порядок работы с этим прибором такой же, как и с отдельным шаблоном, только для воска используется узкая длинная ванночка в соответствии с размерами прибора и числом вмонтированных в него шаблонов (рис.64, вверху). Ещё более производителен прибор, сконструированный сотрудниками кафедры пчеловодства ТСХА Г.К.Василиади: 13 алюминиевых шаблонов прибора снабжены отталкивающими мисочки приспособлениями, благодаря чему изготовление мисочек и их прикрепление к патронам намного ускоряется (рис.64, внизу).
Подготовка мисочек для прививки в них личинок. Прежде чем перенести личинок в мисочки, их следует поместить для подготовки в обезматоченную семью-воспитательницу. Передать мисочки семье-воспитательнице для полировки лучше в день её осиротения вечером с таким расчётом, чтобы мисочки пробыли в семье не менее 6-8ч. За это время пчёлы успеют "отполировать" мисочки, сгладить неровности и подготовить их к переносу личинок.
Снабжение мисочек кормом для переноса личинок необходимо для бесперебойного питания личинок и облегчения их прививки. В снабжённую кормом мисочку перенести личинку легче, а сама личинка прочнее держится на донышке мисочки. Лучше всего для этого использовать маточное молочко.
В начале работы по выводу маток, до постановки в гнездо прививочной рамки, в одной семье-воспитательнице можно оставить рамку с молодыми личинками, на которых пчёлы отстроят свищевые маточники. Последние вырезают ещё не запечатанные в день прививки личинок и переносят в помещение, где проводится такая операция. К этому времени должны быть подготовлены мисочки и рамки с личинками для прививки.
Из открытого маточника удаляют маточную личинку и тонкой чистой палочкой перемешивают маточное молочко, содержащееся в маточнике. Затем тонкой палочкой или лучше гусиным (куриным) пером с заострённым концом захватывают капельку молочка величиной в просяное зерно и переносят в мисочку. Молочко на дне мисочки нужно слегка придавить, но не размазывать по дну. Снабжают мисочки кормом непосредственно перед прививкой личинок, чтобы молочко не высохло.
Прививка личинок, или перенос их из пчелиных ячеек в готовые мисочки, одна из важных операций по выводу маток.* Хотя ничего особенно сложного, недоступного рядовому пчеловоду в этой работе нет, она требует внимания, аккуратности, нормального зрения и известной сноровки, которую легко приобрести после небольшой практики. При ежедневном переносе нескольких сот личинок и внимательном отношении к делу практические навыки по прививке личинок можно приобрести в течении 3-4 недель.
*Перенос личинок в мисочки называют иногда грефажем (от французкого слова грефаж - прививка). Грефажёр-специалист, занимающийся прививкой личинок. В крупных матковыводных хозяйствах США (фирмы "Йорк би компани", "Дадан с сыновьями" и др.) работают специальные грефажёры, которые проводят прививки личинок для группы пасек.*
Переносят личинок в мисочки с помощью шпателя. Его можно изготовить из алюминиевой проволоки диаметром 1,5-2мм с загнутым, приплюснутым в виде тонкой лопаточки концом, который нужно тщательно отшлифовать, чтобы не повредить личинку при переносе. Для удобства работы такой шпатель насаживают на деревянную ручку (рис.26). В качестве шпателя можно использовать и гусиное перо с загнутым и отточеным в виде узкого треугольника концом шириной 1,5мм.
Прививку личинок следует проводить в чистом светлом помещении при температуре 20-25оС и сравнительно высокой относительной влажности (не ниже 70-75%). Необходимую влажность можно поддерживать с помощью влажной ткани, развешиваемой в помещении, где проводится прививка, или прямо над прививочной рамкой. На крупных матковыводных пасеках желательно построить специальный прививочный домик с хорошим освещением.
Перед началом прививки подготавливают и приводят в порядок необходимое оборудование и материалы (соты с молодыми личинками, прививочные рамки с укреплёнными в них и снабжёнными кормом мисочки, шпатели, чистые халаты, горячую воду и хорошо отточенный нож). Ячейки сота с подходящими для прививки личинками (рис.27) подрезают на 1/2-1/3 их высоты (из таких ячеек легче переносить личинок в мисочки). Затем на сот с подрезанными ячейками кладут прививочную рамку, повернув планки с мисочками вверх (рис.26). Если планки отъёмные, то на рамку с личинками кладут отдельные планки мисочками вверх. Сот с личинками держат близко к свету, чтобы донышки ячеек, где лежат личинки, были хорошо освещены. Под плавающую в молочке личинку со стороны спинки (выгнутая сторона) осторожно подводят кончик шпателя так, чтобы оба конца личинки слегка выступали за края лопаточки. При этом кончик шпателя нужно чуть-чуть придавить к дну ячейки, чтобы не повредить личинку. Как только большая часть личинки окажется на кончике шпателя, его вынимают из ячейки и осторожно опускают в мисочку, слегка придавливая конец шпателя к дну мисочки. Затем отводят шпатель в сторону, стремясь к тому, чтобы личинка соскользнула с его конца и прилипла к донышку мисочки.
Подхватывать личинку шпателем следует в один приём. Если первая попытка оказалась неудачной, то вторично подводить шпатель под ту же личинку не следует: нужно перенести другую. Иногда при подхватывании личинка может перевернуться и прилипнуть к тыльной стороне шпателя. Такая личинка для прививки непригодна: прививать её нужно той стороной, которой она была обращена к донышку ячейки. Как только прививка личинок для одной семьи воспитательницы будет закончена, рамки с ними помещают в переносный ящик и сейчас же передают семье воспитательнице.
Двойная прививка личинок в последние годы находит всё более широкое применение на специализированных матковыводных питомниках США и некоторых других стран. В результате такой прививки можно получить маток большей живой массы, лучшего качества, с увеличенным количеством яйцевых трубочек в яичниках, чем при однократной прививке. Суть этого способа заключается в том, что сначала в подготовленные соответствующим образом, но не снабжённые кормом мисочки переносят личинок (безразлично какого происхождения) и прививочную рамку дают семье воспитательнице. Через 10-12ч рамку с принятыми на воспитание личинками из семьи изымают и осторожно выбрасывают личинок из мисочек, куда пчёлы уже добавили маточное молочко. Затем в те же мисочки повторно переносят личинок, взятых от материнской семьи, после чего прививочную рамку снова передают семье-воспитательнице.
Прививка яиц. Осуществляется эта операция с помощью специального прибора, состоящего из трубочки с заострёнными краями диаметром 4мм и выталкивающего приспособления, приводящегося в действие нажатием кнопки (наподобие карандашей со вствным графитом). Мисочки для прививки яиц подготавливают, как и при переносе личинок. Но после снабжения их кормом туда переносят не молодых личинок, а яйца, для чего в ячейку с яйцом вводят конец аппарата и лёгким нажатием вырезают кружочек дна ячейки с расположенным на нём яйцом. Затем кончик аппарата вставляют в середину мисочки и с помощью выталкивающего приспособления (нажатием кнопки аппарата) донышко ячейки с яйцом прижимают к дну мисочки. Прививочную рамку с мисочками, содержащими яйца, дают семье-воспитательнице. Следует иметь в виду, что яиц на маточное воспитание пчёлы принимают значительно меньше, чем личинок.
Перед тем как поставить прививочную рамку в семью-воспитательницу, на верхней её планке записывают номер материнской семьи, от которой взяты личинки, и дату прививки.
Проверка приёма пчёлами личинок.
Независимо от способа подготовки и переноса личинок (яиц) и подготовки семьи-воспитательницы через два дня после постановки прививочной рамки нужно проверить приём личинок. Если семья-воспитательница была подготовлена правильно и у неё небыло открытого расплода, то, как правило, большинство личинок будет принято. Показателем этого служат начало отстройки мисочек и снабжение личинок кормом. Плохой приём личинок часто вызывается тем, что семья отстроила свищевые маточники на собственных личинках. В таком случае нужно тщательно осмотреть гнездо семьи-воспитательницы и уничтожить все свищевые маточники. Удовлетворительным считается приём на маточное воспитание 70-75% личинок. При благоприятных условиях у хороших матководов приём личинок превышает 90%. Семьи воспитательницы, имеющие открытый расплод (подготовленные "без осиротения"), принимают значительно меньше личинок (около 60-65%). Гнёзда таких семей нужно тщательно осмотреть, уничтожить свищевые маточники и дать дополнительную партию личинок.
*Институт пчеловодства (Г.Ф.Таранов) на базе пасек Краснополянского хозяйства провёл большую серию опытов по совершенствованию технологии производства кавказских пчелиных маток. Исследования показали, что качество маток повышается, если молодых личинок (12-часового возраста) прививают на капельку молочка, взятого из маточников с односуточными личинками. Для этого рекомендуется выделять специальные семьи-воспитательницы. Новые прививочные рамки с личинками следует давать семье-воспитательнице не через 5 дней, как это обычно делают, а через 3 дня, причём в прививочной рамке вместо 36 личинок должно быть 24 личинки. Так как доброкачественных маток вновь сформированная семья-воспитательница выводит в течение 15 суток, то ей дают пять прививочных рамок (по одной через каждые 3 дня), т.е. всего 120 личинок, после чего вывод маток в этой семье прекращается. Приём личинок и качество маток повышаются, если семьи-воспитательницы при отсутствии в природе нектара подкармливаются не вечером, как правило, а в 8 и 13 ч (по 0,2кг 50%-ного сахарного сиропа).*
Отбор зрелых маточников.
Отбирают запечатанные маточники из семей-воспитательниц через 9 дней после прививки личинок и через 11 дней в случае использования для этого яиц, т.е. за двое суток до выхода маток из маточников. Следует иметь в виду, что при плохих условиях содержания (недостаточная температура в гнезде семьи-воспитательницы, холодная погода, некоторое ослабление семьи и малое количество расплода в ней) развитие маток может задержаться. В любых случаях нельзя допускать выхода маток из маточников в семье-воспитательнице, так как первая же вышедшая матка уничтожит все остальные маточники (рис.28). вместе с тем, нельзя отбирать и недостаточно зрелые маточники, поскольку находящиеся в них куколки очень чувствительны к резким изменениям температуры и сотрясениям.
Изъятые из семей-воспитательниц маточники можно использовать различными способами: для формирования отводков, замены старых маток, раздачи в нуклеусы для спаривания маток с трутнями. Если зрелые маточники не используют сразу по назначению, их временно помещают в маточные клеточки. Удобнее всего помещать в такие клеточки зрелые маточники, отстроенные на патронах. Прежде чем поместить маточники в клеточки, кормовое отделение деревянной колодочки заправляют кормом (лучше всего канди). Мёд для этих целей менее пригоден, так как матка может вымазаться и погибнуть. Для помещения маточника в клеточку нужно отодвинуть задвижку, закрывающую круглое отверстие в верхней её части, и вставить маточник с патроном так, чтобы патрон плотно закрыл отверстие. Затем задвижку передвигают впритык к краю патрона (рис.65). В клеточку с маточником нужно подсадить десяток молодых пчёл, которые помогут матке выйти из маточника и будут её кормить во время пребывания в клеточке.
В специализированных пчелоразведенческих хозяйствах при массовом производстве маток запечатанные маточники лучше держать в специальном инкубаторе при температуре 33-35оС и относительной влажности 70-80%. Клеточки с маточниками размещают в специальной рамке-питомнике (рис.29), в которой неплодных маток можно держать в осиротевшей семье-воспитательнице или в середине гнезда любой сильной семьи, лишённой матки.
При большом объёме производства для временного содержания неплодных маток можно сформировать сильную безматочную "семью-инкубатор", состоящую из 2,0-2,5кг разновозрастных молодых пчёл и нескольких рамок зрелого расплода. Такую семью лучше поместить над основным гнездом сильной семьи (во втором или третьем корпусе двухкорпусного или многокорпусного улья), отделив от последней мелкой металлической сеткой. Следует иметь в виду, что после выхода из маточников продолжается рост и развитие яичников и всего организма молодых маток. Поэтому долго держать их вне семьи в ненормальных условиях нельзя.
Важно как можно скорее подсадить их в нуклеусы или семьи, где они смогут скорее достичь половой зрелости и подготовиться к спариванию с трутнями.
Г. А. Аветисян
"Разведение и содержание пчёл".
Издание: 1982г