Семья пчёл, доводя зимою температуру клуба до наименьшего градуса, при которой она может оставаться живою, создаёт тем самым в гнезде благоприятные условия для умеренного выделения воды, чтобы удовлетворить свои потребности в ней.

О том, как это происходит, будет говориться в дальнейших строках.

Если рамку распечатанного мёда или соль поместить в плохо отапливаемой комнате или погребе, то через несколько дней соль отсыреет, а мёд сделается жидким и потечёт из сота. Но если такую же рамку или соль поместить в хорошо отапливаемую комнату с высокой температурой, то мёд и соль останутся сухими.

Откуда же взялась вода в мёде и в соли, находившихся в плохо отапливаемой комнате, и почему она не набралась в мёд и в соль в помещении, хорошо отапливаемом? Объяснение этого явления даёт физика. Из неё мы знаем, что в тёплом воздухе заключается в виде пара больше воды, чем в холодном, и что воздух, имеющий высокую температуру, не выделяет из себя воды. Вода начнёт выделяться лишь при условии охлаждения тёплого воздуха. Подобное явление и происходит в улье.

Пчела, будучи теплокровным животным, могущим быстро довести температуру клуба до +300P (37,50С), выдыхает из себя тёплый, использованный ею воздух, насыщенный парами. Проходя через клуб с температурой +110P (13,750С), тёплый воздух, охлаждаясь, становится пресыщенным парами и, поступая в пространство, окружающее клуб, где температура ещё ниже, он выделяет из себя воду, которую поглощает распечатанный мёд; проходя дальше и охлаждаясь ещё больше, влага может, если благоприятствуют этому условия, осесть в виде капель на холодных стенках улья и на сотах, свободных от пчёл.

Пчёлы, сидя зимой клубом у мёда, распечатывают, в зависимости от степени пресыщения влагой воздуха, большее или меньшее количество ячеек и, благодаря этому, мёд в этом месте набирает в себя из пресыщенного парами воздуха влагу, которую пчёлы и употребляют вместе с мёдом для своих потребностей.

Поэтому понятно, что когда температура в улье будет выше, чем следует, то выдыхаемая пчёлами влага, оставаясь в воздухе гнезда, не всасывается в мёд, и пчёлы тогда страдают от жажды. Благодаря этому при тёплой зимовке пчёлы волнуются не от высокой температуры, как таковой, а от того, что при ней не выделяется в улье вода.

Когда в улье нет детки, и семья находится в спокойном состоянии, то воды требуется пчёлам немного.

Потребность в воде увеличивается с появлением в улье детки. Но в это время температура клуба, а следовательно и гнезда, повышается, и в верхней части гнезда дыхание пчёл в значительной степени теряет способность отдавать из себя влагу. Пчёлы при такой обстановке, говорит профессор Цесельский, переносят часть мёда в ячейки, расположенные ниже клуба пчёл, где температура держится холоднее.

Этот факт говорит, что пчёлы не только могут при создавшихся условиях использовать физический закон выделения воды из воздуха, но умеют при изменившихся условиях проявить способность найти соответствующее место для использования этого закона. Для этого они переносят мёд сверху вниз и создают, таким образом, этот природный насос для выкачивания в улье воды из воздуха.

При держании пчёлами низкой температуры в гнезде, при полном покое пчёл, количество воды выделяется в улье самое наименьшее, но всё же большее по сравнению с потребностью семьи. При нарушении же зимнего покоая, а следовательно, при повышении температуры в гнезде, выделяется в улье очень много паров. Следовательно, для удаления излишних паров из улья необходима соответствующая вентиляция.

П.Л.Снежневский.

Поделиться в сервисах: